"ПОВАР, ВОР, ЕГО ЖЕНА И ЕЕ ЛЮБОВНИК" Питера Гринуэя - высокохудожественный фильм о насилии и жестокости. Написала эссе для участия в тренинге в студии развития творческих способностей у Л.М. Поповой Студия Любови Михайловны Поповой .
Первое, что поменялось в моей жизни после просмотра фильма Питера Гринуэя "Повар, вор, его жена и любовник" - это отношение к полиции. Можно много говорить об изъянах правоохранительной системы, но после фильма я поняла, что без нее гораздо хуже. Оказаться в мире, где царит беззаконие, гораздо хуже и страшнее.
Фильм очень тяжелый, но режиссер использует невероятные художественные средства выразительности для передачи смыслов. Ощущение некой театральности, нереальности происходящего чуть приглушает боль от созерцаемого. "Такого не бывает в жизни, это все происходит лишь на сцене," - твердишь себе, чтобы досмотреть до конца.
Постоянные отсылы к библейским мотивам придают этому фильму особую искусность. Главное пространство, где происходят события, разделено на три части: зеленую, красную и белую. И цвета костюмов героев также меняются с попаданием в каждую из зон. И этот прием еще сильнее обостряет восприятие.
Зеленая кухня, где кипит жизнь и изобилие всего, напоминает Ноев ковчег. Белая зона - совсем небольшая, по сути уборная. Она напоминает чистилище. Оказавшись там, герои выглядят не такими уж страшными, в них появляется даже некоторая покорность, что должно быть присуще людям, готовым очиститься от греха. Более того, когда герои находятся в белой части, в душе возникает расслабленность и появляется надежда. Весь этот контраст особенно ощутим, поскольку главные действия разворачиваются в красной напряженной зоне. И это настоящий ад.
Действие разворачивается, постоянно переходя из одной зоны в другую, лишь иногда оказываясь за пределами. За пределами, т.е. в реальности. В этой реальности мы встречаем аллюзию на побег из рая: обнаженные Адам и Ева, идущие по книгохранилищу. И мы видим Любовь. Мы видим влюбленных, которым предстоит много трудностей на пути. Но это их путь, и они выбрали его сами. И они счастливы при этом. И весь мир радуется вместе с ними. Для всех неагрессивных героев фильма эта пара, объединенная любовью, является смоволом надежды. Надеждой на спасение, надеждой на свободу.
Очень интересен образ повара. И вора. Мне показалось, что это части одного целого. Как двуликий бог. На всем протяжении фильма между ними ощущается какая-то связь, которая перестает существовать в последней сцене фильма.